КАЛИКИ ПЕРЕХОЖЕ! КТО ОНИ?
Для того чтобы литература развивалась и распространялась, нужно ее популяризировать, пересказывать и давать читать как можно большему количеству людей. Понятно, что книги, которые писались и переписывались в монастырях, не могли стать достоянием простых людей. И чрезвычайно дороги они, да и цели такой не было, народ просвещать. Вполне достаточно проповеди, прочитанной в церкви.
Между тем, были на Руси люди, которые ходили по деревням, от одного дома к другому и рассказывали о вере, чудеса творили, возможно, книги давали. Это были калики перехожие. Легче их назвать, чем пояснить, кто же они. Одни ученые считали их слепыми, нищими бродягами, которые бродили с места на место и жили милостыней, прося ее «Христа ради». Другие видели в них паломников, идущих к святым местам.
Третьи полагали калики — бродячие артисты, певцы и музыканты. Знаменитый историк литературы Александр Николаевич Веселовский (1838 – 1906),а вслед за ним очень многие последователи (в их числе и Лев Николаевич Толстой) утверждали: калики – болгарские миссионеры, приверженцы разгромленной секты богомилов. От них, мол, и распространились на Руси апокрифы, давшие начало народному православию.
Еще загадочнее пояснение, которое приводил Владимир Иванович Даль: «Калика, в песнях и сказаниях, паломник, странник; богатырь во смирении, в убожестве и богоугодных делах…Калика перехожий, странствующий, нищенствующий богатырь». Как бы примиряя разные мнения, Юрий Петрович Миролюбов, вспоминая свое детство, писал: «Калика» наших былин — не одно и то же, что «калека», т.е. покалеченный человек. Калика перехожий — это старик, иногда еще в полной силе и здравии. Одни из них давали обет идти в Святые Места и, прося «ради Христа», дорогой кормились подаянием.
Другие просто нищенствовали. Третьи были вынуждены, будучи выброшенными за какой-нибудь безнравственный поступок из крестьянского общества, скитаться. Некоторые не имели права оставаться на месте более трех-четырех дней, обычно это были выпущенные из тюрем за тяжкие проступки, и на которых особенно положиться нельзя было. Были и старики, просто не способные уже работать и «шедшие в кусочки», то есть за ломтями хлеба. Были, наконец, и просто лентяи, бродяги по призванию».
Все же, не всех бродяг следовало считать каликами. Очень интересны мысли о каликах замечательного русского этнографа Сергея Васильевича Максимова (1831-1901). В книге «Бродячая Русь» он писал: «Не отошла каличья честь, когда и Христова вера завелась на святой Руси: взяла она убогих и странных под свою крепкую защиту и сказала определительно и твердо, что это — первые и ближние друзья Христовы. В их пользу установились новые обычаи, но прежнего смысла и значения. Из нищей братии отбирали самых убогих двенадцать человек. Водили их в те же терема княженецкие в великий четверг. Умывал их натруженные походные ноги сам князь стольнокиевский, сажал их за столы дубовые и за скатерти браные, сам кормил их и потчевал».
Прежде чем сделать какие-то выводы вспомним еще былины, в которых упоминаются калики перехожие. В первую очередь нужно вспомнить известную еще со школьных времен былину об исцелении богатыря Ильи Муромца. Пришедшие калики демонстрируют ряд магических приемов. Они говорят недужному Илье: «Встань и иди!». И он встает и идет. Ему дают энергетически насыщенную – вроде бы простую колодезную воду и Илья обретает неимоверную силу. Ну, перестарались старички. В другой раз насытили энергией водицу в самый раз.
Вообще, как замечали многие исследователи, калики каким-то образом связаны с богатырями. Но сами богатыри – необыкновенные люди или не очень-то люди. И ростом, и силой недюжинной, и судьбой (в одной из былин, повествующей о том, как перевелись богатыри на Руси, они обращаются в камень) отличаются они от обычных людей, будь то землепашцы или князья. Они – особая порода существ, герои, которых в Древней Греции считали полубогами, внебрачными детьми богов. Значит, и калики тоже не совсем люди, а кто?
Еще раз прочитаем то, что написал Максимов: « Не отошла каличья честь, когда и Христова вера завелась на святой Руси». Что это означает? Да то, что калики были на Руси в дохристианские времена, что они – странствующие волхвы, волшебники, которых опасается даже великий князь и с почтением омывает им ноги. Впрочем, ритуал омывания ног, который сохранился в католичестве, говорит не только о смирении, но и о признании власти старейшего. Были времена, когда именно волхвы осуществляли верховную власть. Лишь значительно позже верховными правителями стали более молодые и энергичные военачальники, князья. Но в Киевской Руси, даже после крещения, обряд почитания младшего старшим – предводителя воинов – мага, мог сохраниться.
Если кому-то наше предположение покажется слишком произвольным, то напомним ему слова известного филолога Измаила Ивановича Срезневского: « С телесной силой соединяются в каликах, по былинам почти постоянно, духовная сила. Это какие-то чародеи, у которых сила мышц есть выражение силы духа… Чародейственная сила залегла как будто в самой «круге» их, во всем, что по внешнему виду делает их каликами».
Мы совершенно согласны с Максимовым в том, что, образно говоря, в старые мехи влили новое вино: вера пришла новая, но она была вписана в старые формы. Калики уже не были волхвами, их место, отчасти, могли занять богомильские миссионеры – еретики, с точки зрения официальной церкви. Еще позже каликами стали называть уже русских паломников, нищих певцов и просто побирушек. Но по древней, дохристианской еще, традиции их всех, пусть и откровенных проходимцев, нужно было одаривать, чем Бог послал: кроме еды, одеждой; предоставлять ночлег. Миролюбов писал: «Люди наши давали охотно, не разбираясь даже кому, раз просит человек.
Однажды я сказал: « Да, ведь он пропьет!» А моя собственная мать мне ответила: «Ну, и что ж, пусть пропьет на здоровье! Если уж у человека больше никакой радости в жизни не осталось»…
Отец часто ворчал: «Всяких проходимцев кормишь!» На что мать неизменно отвечала: «Ты ведь иерей? Должен дать, раз просят ради Христа!» Отец, махнув рукой, уходил в сад. Мать же начинала раздавать все, что могла найти».
А причем тут русская литература?
Дело в том, что калики всегда делились рассказами (если не умели петь и играть на музыкальных инструментах) с приютившими их хозяевами. Это была своеобразная плата за еду и ночлег, необязательная, но желательная.
Как волхвы, так и позже болгарские еретики-миссионеры должны были рассказывать притчи о богах. Возможно, они не только рассказывали их, но и записывали. Или в деревнях находились грамотеи, которые записывали услышанное от странников.
Многие исследователи уверенно говорили о том, что калики сами писали былины – поэмы героического содержания, которые исполняли. О ценности их творчества можно судить по тому, что и знаменитый Гомер был каликой перехожей, слепым певцом.
Разница лишь в том, что «Илиада» и «Одиссея» названы основой западноевропейской литературы. Мы же лишили себя этого основания – постарались отречься от бесценного наследия, а то, что чудом выжило, презираем и предпочитаем не замечать, как нечто постыдное.
В завершение скажем, что с удивлением и радостью мы узнали: древняя традиция ожила в наши дни – поют современные калики и старинные былины и новые поэмы. С ними и ходят по деревням от дома к дому. И в этом и есть живая основа русской литературы.