Славянские праздники в декабре на заметку!

На Руси декабрь называли «студень», «стужайло», «студеный» образованы от слова «стужа», то есть холод.

Это значит, что началась настоящая зима, ударили морозы.

3 декабря День памяти богатыря Святогора

4 декабря праздник Зари

6 декабря — Дед Мороз — Велес.

9 декабря отмечается день Дажьбога и Марены.

16 декабря — Говенье.

21- 22 декабря — Корочун. Зимнее солнцестояние.

23 декабря — Святой Вечер. Сочельник.

24-25 декабря — Коляда. Рождество Божича Коляды.

25 декабря Почитание Великой Матери Лады.

с 25 декабря по 6 января отмечаются Большие Велесовы Святки

31 декабря Щедрый Вечер. Новый год.

 

Подробности праздников.

Карачун (Корочун) — день зимнего солнцестояния.

День языческого почитания Карачуна (второе имя Чернобога). приходится на день зимнего солнцеворота (отмечаемого в зависимости от года с 19 по 22 декабря) — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день берет свою власть грозный Карачун — божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами, злой дух.

Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток. Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой». В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор.

Говорят, например: «пришел ему карачун», «жди карачуна», «задать карачуна», «хватил карачун». С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения — пятиться задом, ползком, «скорячило» — скорчило, свело. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи.

Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон. Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз — просто повелитель зимних холодов.

24 декабря — Щедрый вечер

24 декабря готовятся к встрече Коляды, нового солнца в новом году. Хозяйки начинают готовить щедрый стол, на котором должно стоять минимум 12 блюд – по количеству месяцев в году. Каждое блюдо готовится со смыслом, каждое – заговаривается, в каждое вкладывается то, что хочется получить в наступающем году. Много работы у хозяек было, чтобы не так как у других, каждой хочется удивить новое солнце, чтобы год новый хорошо начался. На столе обязательно должно быть мясо, свинина, никаких постных столов. Свинина и мясо — это признак благополучия семьи и дома. А вот птицы на столе не было, особенно петухов. Петух – символ солнца и Коляда не обрадуется, увидев на столе свой символ в обглоданном виде. Поэтому и печеное все круглой формы – не разламывалось и не отдавалось по частям, а только в целом виде, потому что это символ целого, нового солнца.

Праздновать щедрый вечер начинали в сумерках. Молодежь одевалась потеплее и шла по домам щедривочки петь, делилась новостью со всем селом, что уже скоро, совсем скоро родится Коляда и взойдёт на небо, закончится Карачунова власть. А на Коляду – уже ходили колядовать, то есть славить новое солнце. На щедрый вечер водили с собой ряженых, потому как карачуново время еще не закончилось, его сила в мире играет, и чтобы сойти за своих, то есть не сильно выделяться среди навьих, на улице – переодевались, а вот рассвет встречали не ряжеными, а в своем обличии, причем одевали лучшее, но вели себя так, как будто это обыденная одежда, не жалели ее. Чтобы Коляда увидел, что так – привычно выглядеть для человека, да и изменил жизнь к лучшему, где такой сарафан станет не выходным, а повседневным.

Обязательно печется паляница – круглый белый хлеб – символ нового солнца. На рассвете, к кострам, выносится хлеб белый на расшитом полотенце и с поклоном представляется новому солнцу, а потом делится между всеми членами семьи. Такой хлеб оберегал от болезней и неприятностей, и есть его надо было не просто так, а так, чтобы было вкусно: кто с маслом, кто с салом, а кто с медом – каждый свое находил. Но вот чтобы было вкусно – обязательно, а то загаданное на новый год – не сбудется.
Тут речь о том, что если не будешь щедрым в коляду, то ход времени собьется и даром тебе работать в этом году: пахать волами снег, трубя в рог призывая весну.

В щедрый вечер хорошо шла работа не индивидуальная, а в кругу, когда делились мечтами, чтобы хотели в новом году получить, чего достичь, что сделать. Делились за столом, а не на улице, ведь на улице темное время еще не закончилось, могут услышать и испортить, а вот за щедрым столом, да под щедрые песни под окном – почему и не сказать то? да и чуть лишку хватить можно, так еще интереснее будет!

Щедривочки и Коляды – очень близки по смыслу: это веселые и задорные песни, которые приносят в дом радость и желают благополучия. Щедривочки – это пожелания всех благ дому и тем, кто живет в них. А кто в щедрый вечер не считал нужным быть щедрым, тот мог рассчитывать, что и Коляда не будет с ним щедрым.

25 декабря.
Коляда.

«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда был божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в его честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавался славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи».

Славяне отмечают Коляду, когда день «на воробьиный скок» прибыл, и начинает разгораться зимнее солнце. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносится братина с хмельным напитком, и обавник (читающий славления и приговоры на обрядах во время праздников) восклицает: «Овсень, куда едешь? Мосты мостить! Кому ездить? Коляде государю! На чем ему ездить? На солнечной свинке! Чем погонять? Поросенком!»

Накануне Нового года дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святочные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе и в последнее время становятся все более популярными. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки. Коляда — веселое, желанное божество. Поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики), поминают Тура. Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью. Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись».

На рассвете 25 декабря восходит на небо новое солнце – Коляда. Несмотря на то, что Коляда – новорожденное солнце, его изображают не беспомощным младенцем, а молодым человеком, полным сил, веры в себя, свой мир и свои возможности. Тем, кто верит в мир, не ждет от него подлостей и гадостей, а ждет радости, приключений и исполнения своих желаний. Коляда амбициозен, минимум чего он хочет – изменить мир, повернуть его от зимы к лету, от нави к прави и у него все отлично выходит.

Первые лучи Коляды освещают явьий мир и все то, что увидит Коляда – станет начальной точкой отсчета в новом году: если вы несчастны, то так и будет записано «несчастный человек», если вы веселы и вам хорошо – пойдете в раздел «счастливые люди», поэтому первый день Коляды в явьем мире отмечают весело, шумно, щедро, вкусно и с размахом. Чтобы год прожить в свое удовольствие, чтобы получить желаемое и не через страдания, а легко и с удовольствием – стоит хорошо подготовиться к Коляде.

Коляда — это задел на весь год, это открытие дорог для желаемого, это радость и предвкушение от того, что все получится. Если такого настроя нет на Коляду, причем внутри, а не внешне, то внешние проявления никак не помогут добиться желаемого. Предположим что ваш приоритет в этом году – красота и молодость, то в этот день стоит выглядеть так, чтобы нравиться самой себе, быть в таких местах, где вам будут делать комплименты, а вы будете чувствовать себя самой обаятельной и привлекательной.

Сидеть дома и заедать горе от того, что вы не такая, как вам хочется – то и работать на красоту придется через сплошные препятствия, сама по себе работа будет ложиться плохо, не говоря уже о результатах, которые будут весьма условны. Если ваше внутреннее не соответствует внешнему, а рассчитывать на то, что для богов мы закрытая книга – несколько наивно, то реализуется то, что внутри, то что увидит Коляда, заглянув в вас.

Перед рассветом за пределами деревни складываются костры и зажигаются от огня, который выносится из домов и возле костров ждут рассвета. А с рассветом на крыльцо дома или к костру, если он горит во дворе, выносилась свежая паляница, она не выносилась из дома, из защищенного пространства, пока солнце не вставало над горизонтом. И Коляда дарил белому пшеничному хлебу свою силу, а потом хлеб делился между всеми членами семьи и съедался с удовольствием. Первые лучи нового солнца считались целебными, способными и вылечить, и дать надежду, и утешить.
На Коляду, в светлое время суток, собиралась молодежь вместе и ходили по домам с колядками, славя новое солнце, поздравляя с новым годом.

 

Тетенька добренька,
Дай кулички сдобненькой.
Коляда-моляда,
Накануне Рождества,
Подавай, не ломай,
Все по целой подавай.
Если крошечку уронишь,
То и Бога не замолишь.
Не подашь лепешки —
Разобьем окошки.
Не подашь пирога —
Уведем корову за рога.

 
Во многих колядках присутствуют шуточные угрозы, это намек на то, что Карачун прошел, Коляда-солнце победил смерть, но время все равно навье, а значит дороги между навью и явью – открыты. И среди ряженых вполне может затесаться некто, кто выглядит как ряженый, но к людям имеет весьма слабое отношение. И если не проявить щедрость, то люди только обидятся, а вот те, кто не люди – вполне могут и напакостить.

Днем, когда ходят колядовать, в группе колядующих обязательно есть переодетые в медведя и козу. Медведь – одно из тотемных животных Велеса, а коза – Макоши. Так в каждый дом заходят те, кто дает благополучие и хорошие дороги.
После Коляды, на Святках наступало время для гаданий, всем интересно, что принесет новый год в жизнь, чего ждать, чего бояться, да и вообще – любопытно же!

В этот день на рассвете делали открытие дорог, а после – наполняли силой свои желания, работая на их исполнение; отлично пойдет работа с огнем.Большие Велесовы святки (25.12.16 — 06.01.17)

Большие Велесовы святки – это 12 дней(почти две недели) между Колядой (24 декабря) и Водокресом (6 января). Причем первую половину чаще всего называют «святой» (собственно святки и есть, священное время, особое, время сакральных действий), а вторую – «страшной». На переломе, между святой и страшной неделями – отмечают Второй щедрый вечер, праздник Марены и Велеса (Маланки и Василя) с 31 декабря до 1 января, собственно – сам Новый год.

Святочные обычаи – это и гадания (к слову, гадали исключительно на будущий год, какой он будет, что произойдет в этом новом году, а не вообще, на жизнь вперед или с общими вопросами, не привязанными ко времени). И ряженые, маскарад иными словами, веселый и залихватский. И застолья, которые устраивались ради того, чтоб задел сотворить на весь год – изобилием, щедростью, гостеприимством. Ведь понятно, если нашлось чем гостей угощать, то и сами хозяева не голодают.

Пустым в эти дни стол не бывал никогда, даже если не время завтрака/обеда/ужина и гостей вроде как не должно. Хлеб, кутья, печенье или конфеты в виде птиц-петушков, орехи, сладости, зимние фрукты. Хмельное – не суть, уже открытое или нераспечатанное. Пусть будет! Пусть не переводится в доме всегда и хлеб, и до хлеба. Чтобы дом не пустовал, полнился смехом и радостью, чтоб жили счастливо душа в душу хозяева, деток, добра всякого наживали, не забывали ни родичей, ни кумовей, ни соседей с друзьями, чтобы удача дом стороной не обходила, да кроме насущных потребностей, было за что погулять-отдохнуть.

Да, вы правильно поняли: пусть лучше веселая кутерьма (и даже порой беспорядок) – чем музейное спокойствие, идеальная чистота/пустота на столе (да, и продукты в холодильнике, и трогать не смей, это «на потом!» ) и унылые постные лица. Вот кому важнее, чтоб «тишина была в библиотеке», это не трожь, это нельзя, а шаг вправо/шаг влево считается поводом для скандала — так и будет весь год. Может, и дольше. Не сомневайтесь. А что? Неделя «святая», святочная, год закладываем себе, планируем, играем – какой он придет к нам, что принесет в нашу жизнь?

А про ряженых давайте поговорим отдельно. Время зимнее, поворотное, Велесово. Как новых сутках, между полночью года (Карачуном, Колядой) до 1 часу ночи (до Водокреса), самое года начало. В навь открыты врата, да навьи гуляют-шатаются по земле, колобродят, на то у них время законное: и побузить, и людей, кто умом не особо далек, проучить, наиграться такими вдоволь. Чтоб головою думали, а не другими местами. Прячут луну, дороги путают, садят в сугроб захмелевших. Попадет к ним в игру кто-то такой, а потом небылицы рассказывает, что с ним случилось. Но или впрок пойдет приключение, осознает ошибку, возьмется за ум – или дело пиши пропало, таки напросится не на пинок животворящий, а на конкретный, персональный и личный звездец.

А вот чтоб навьи не стали цепляться – люди рядились чем почудней. Чтоб никак и ничем не походить на самих себя. Чтоб если и встретились навьи, то приняли за своих и не тронули, дальше себе пошли. Да мало того, что рядились, шутки шутили такие, что куда уж тем темным!

Маскарад длится все святки, что на «святую неделю», что на «страшную», без разницы, до самого Водокреса. Разве что на Маланку не очень бузят, с оглядкой. Но – на то и ряженые они, что поди разбери, это навьи шалят и играют, или люди уходят в отрыв. Кожухи навыворот, размалеваны сажей лица, хвосты да рога прицеплены… С кого спрашивать? Любой запросто оправдается, мол, это не я!

Но было у маскарада святочного и другое предназначение. Ряженые собирались в компании, распределяли роли между собой и не просто так шастали по дворам, а с довольно серьезной миссией. Был среди них кто-то один в личине медведя – это у нас от Велеса представитель, удачу в делах приводил за собой, дороги новые да возможности выбора, чего хочется. Была и коза, животное Макоши, иногда – как коза самая настоящая, только разряженная по-праздничному, лентами, цветами из ткани и колокольчиками, а порой и кто-то из ряженых изображал козу.

Макошь порядок и благополучие дому несла, чтоб хорошее сохранялось да приумножалось, крепким да ладным было хозяйство, да роду не было переводу. Был и черт, кому роль – подстрекать да вредить, подбивать на всякие глупости. Как назидание всем: думать надо, прежде чем говорить или делать, а не поддаваться на всякие глупости и провокации, куда левая пятка укажет.

Остальные роли разнятся, у каждой местности были свои порядки. Нередко изображали кого-то знакомого, кто за год настолько допек, что заработал себе на отдельную роль/личину отрицательного героя, над кем потешались, а то и пинали совместно. Были и те, кто наоборот, заслужил уважение, чтоб изобразили его положительным персонажем. В наши дни сохранилось общее название для таких святочных представлений, «вертеп».

Происхождение (этимология) слова не очень ясна, к нам вертеп добрался уже в смешанном виде, с христианскими дополнениями, но традиция явно восходит к более старому времени. Иначе не объяснить, почему кроме официальной части, содержащей контекст христианского рождества, предписанной и полагающейся, приличной, к ней относятся ряженые, с явно языческими корнями обычая. К слову, «вертепом» нередко обознается и место безудержного разгула (произносить предосудительным, менторским, ханжеским тоном, постно поджавши губы и неодобрительно покачивая головой).

Все 12 дней Больших Велесовых святок – двенадцать число не простое, а прямо указывает на год, по количеству месяцев.