Что ОЗНАЧАЮТ ВОСКЛИЦАНИЯ ОЙ, ОХ и АХ.

 
В народе нашем всегда считали, что на человека, скот и хозяйство влияние может быть различным.

Есть и вредоносное магическое влияние. К ним относятся порча и сглаз. По данным словаря «Славянские древности», вредоносный результат порчи «достигается с помощью разных форм контактной магии, сглаз осуществляется исключительно нематериальными способами воздействия и не обязательно злонамеренно».

В народе ведали, что сглаз может реализоваться через похвалу. Ведали, и о правилах общения, нарушение которых приводило к сглазу.

 
Одно из таких правил — запрет на похвалу, особенно маленьких детей и молодняка скотины.

Считается, что особой вредоносностью обладает похвала, выраженная излишне эмоционально и сопровождаемая восклицаниями ой, ах, ох, ср.: «Дочь у меня маленькая ещё была. У нас тоже вот родственница. А говорят, ребёнка ведь с ходу нельзя хвалить. Она зашла, пошла на автобус и бегом, бегом: “Ох, ах!” — и ушла. Она у меня разревелась, ничего не помогает» (с. Усть-Зула Юрлинского района).

«У меня первый сын рос, он до ц’его глазу боялся, он у меня такой полный мальчишка, хороший. Пришла соседка: “Ой, Славик, какой ты большой, хороший!” Вот я сутки не могла ниц’его с ним сделать» (д. Евсино Юсьвинского района).

При этом наиболее строгий запрет налагается на междометие ой, сопровождающее похвалу: «Вот “ой” — самое противное слово. Скажут: “Ой, какой у вас ребёночек хороший!”, глядь — а ребёнок уж заболел» (с. Романово Ильинского района); «“Ой” говорить не положено, лучше скажи “Ох!”» (Верещагинский район).

Междометия ой, ох и ах послужили деривационной базой глаголов, обозначающих восклицание для выражения неожиданной радости, удивления, испуга и т. п. Однако в русских мифологических текстах о сглазе семантика этих глаголов иная. Схема говорения дополняется другой — схемой причинения магического вреда.

Следовательно, глаголы ойкать, ахать, охать можно истолковать следующим образом: произносить сопровождающие похвалу восклицания «ой», «ах», «ох», тем самым (обычно непроизвольно) причиняя вред кому-либо, чему-либо: «Нельзя ойкать, чтоб не изурочить» (пос. Юго-Камский Пермского района);
«Козу изурочили: “Коза да коза”. Чё охать да ахать! Вот и испортили!» (с.Ермия Чернушинского района).

На основе данных глаголов возникают другие, образованные по модели «о-/об- + отмеждометный глагол», которые выражают идею причинения магического вреда более отчетливо, например глагол обойкать: «Не ойкай над ребёнком. Говорить “ой” нельзя. Ну почему-то нам всегда так говорили. Обойкивать не надо».

Речь — это общение с помощью звуков — колебаний эфира. Речь всегда сопровождается эмоциями, которые обладают силой. Похвала является отходом от нормативного, т.е. спокойного коммуникативного поведения. Вообще действия, сопровождаемые сильными чувствами, эмоциями, в традиционном обществе в народе нашем никогда не приветствовались. Стоит вспомнить в связи с этим проклятия, «посылания» ребенка к лешему и т. п.

В таких текстах выражается не только идея причинения вреда объекту злопожелания, но и повышенная экспрессия.

Точно так же традицией ограничивалось длительное выражение вдовой скорби, тоски по умершему мужу, сопровождаемой сильными чувствами, слезами, и тому подобное.