С 1968 года Херсонский государственный завод «Палада» построил 43 плавучих дока для обслуживания судов гражданского и военного флота различных модификаций, 39 из которых успешно эксплуатируются во многих странах мира различных климатических зон.
Я работал на Малом котловане этого предприятия арматурщиком-электросварщиком еще в бригаде Мирохина Виктора Акимовича, в прекрасные «застойные» 70-е годы. Тогда мы строили доки для заказчиков в Югославии. Финляндии и других стран мира. Огромный док серии «Торос» грузоподъемностью до 30 тыс. тонн был построен для утилизации атомных подводных лодок по заказу Министерства обороны СССР.
Завод уникальный, и единственный во всем мире! Это реальная действительность, которой может гордиться любое государство, на которое будет работать это предприятие. Завод специализируется на проектировании и строительстве плавучих сооружений из морского железобетона. Основная продукция предприятия — плавучие доки грузоподъемностью до 30.000 т различных типов: судоремонтные, передаточные, для утилизации кораблей и подводных лодок с ядерными энергетическими установками. Строит плавучие гостиницы, рестораны, дома, а также плавучие железобетонные причалы для швартовки кораблей и судов, а также моторных и парусных яхт в маринах.
Они обеспечены долговечностью конструкций (более 50 лет) и минимальные эксплуатационные расходы. Многие директора передают друг другу текст устной рекламы качества своих изделий: «Первые сто лет бетон плавающих понтонов набирает крепость, вторые сто лет работает, а следующие сто лет медленно начинает разрушаться».
В 2020 году на «Палладе» был построен плавучий причал из сверхпрочного бетона длиной 57 метров для катеров ВМС Украины. Он отправился в порт «Южный» на черноморском побережье, в акватории Малого Аджалыкского лимана.
В 2017 году завод построил 120-метровый плавучий док, который может погружаться на глубину 12,2 м, для кипрской компании Multimaine Shipyards Ltd.
Не так давно Херсонский завод «Паллада» и турецкая компания Hidrodinamik Shipyard заключили контракт на строительство и поставку для Турции композитного плавучего дока грузоподъемностью 8500 тонн. Его понтон также планировали изготовить из морского железобетона на основе сульфатостойкого портландцемента, а башни – из судостроительной стали. Но как реально будет изготовлен этот заказ будет зависеть уже новых центров принятия политических решений, которые будут руководить и городом Херсоном и заводом «Паллада».
О судьбе этого контракта естественно беспокоится руководитель завода Евгений Алхимов.
Как известно, очень быстро деградирует любое предприятие, если оно приостанавливает свою деятельность. Думаю, этого не допустят в отношении уникального предприятия.
Уверен в том, что новые правители Таврийского региона проникнутся ответственностью за судьбу всего судостроительного Юга Украины. Ведь быстро набирающие потенциал рынки Азии (Китая, Индии и др.) и всех стран третьего мира, на долгие-долгие годы будет иметь интерес размещать множество заказов на продукцию Херсонского завода «Паллада».
Сергей Кириченко